7M01522 Физика и информатика с основами STEM обучения
Данная магистерская программа разработана в рамках европейского проекта ERASMUS+ “Integrated Approach to STEM Teacher Training” (#598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP) при участии Университета Лимерика (Ирландия), Университета Хельсинки (Финляндия), Университета Линчёпинга (Швеция)
Эта вебстраница выпущена при поддержке Европейской Комиссии, однако данная вебстраница отражает взгляды только авторов, и Комиссия не может нести ответственность за любое использование содержащейся в нем информации.
Достижения на институциональном уровне:
1. Разработка инновационной магистерской программы «7М01522 – Физика и информатика с основами обучения STEM», регистрация Программы в РЕГИСТРЕ образовательных программ Центра Болонского процесса и академической мобильности Минобрнауки Республики Казахстан и ее реализация.Достижения в регионе:
2. Создание STEM-центра в ЮКУ им. М. АуэзоваДостижения на национальном уровне:
3.Создание STEM-сети вузов-партнеров участников проекта для обмена опытом и лучшими практиками в области STEM-образования на территории Республики КазахстанДостижения магистрантов:
3 магистранта образовательной программы «7М01522 – Физика и информатика с основами STEM обучения» в рамках программы мобильности студентов проекта ERASMUS+ “Integrated Approach to STEM Teacher Training” (#598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP) участвовали в тренинге STEM и STEM-фестивале «STEM & Makers Fest/Expo», проведенном в Хаджи Бекташ Велиском университете, г. Невшехир (Турция) с 25 ноября по 27 ноября 2022 года. Магистранты под руководством профессора кафедры «Физика» Гаухар Омашовой и доцента кафедры «Информатика» Ляззат Жайдакбаевой представили свои проекты.Дидар Ауез представил проект «Практическое применение явления гидравлического удара», Асель Айкозы «Практическое применение явления электромагнитной индукции», Несибели Жаксылык «Интеллектуальные светофоры, направленные на уменьшение заторов на дорогах в общественных местах».
По итогам фестиваля Асель Айкозы награждена Дипломом II степени, Дидар Ауез был награжден Дипломом III степени и Несибели Жаксылык Дипломом III степени.
Достижения преподавателей образовательной программы:
3 преподавателя образовательной программы являются обладателями звания «Лучший преподаватель вузов РК»: Омашова Гаухар Шапаевна, Спабекова Роза, Сайдуллаева Нурила Сайдуллаевна.02 июля 2021 года
Преподаватели образовательной программы «7М01522- Физика и информатика с основами STEM обучения» Южно- Казахстанского университета имени М. Ауэзова Гаухар Омашова, Ляззат Жайдакбаева, Пулат Сайдахметов, Манат Шоманбаева приняли участие в работе Международной летней онлайн школы «STEM vs. STEAM: современные тенденции и стратегии развития» с 28 июня по 2 июля 2021 года. Летняя школа была организована Институтом Образования Балтийского Федерального университета имени И.Канта в рамках проекта Эразмус+ «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM-направления». Представители университетов-партнеров из России, Казахстана, Турции, Швеции, Финляндии разрабатывали общие стратегии развития STE(A)M-образования в своих странах. По итогам работы международной летней школы были вручены сертификаты.8 октября 2021 года
Преподаватели образовательной программы «7М01522 – Физика и информатика с основами STEM обучения» Гаухар Омашова, Ляззат Жайдакбаева и студентка Амидуллаева Медина участвовали в Международном STEM-фестивале, посвящённом инновационному проектному образованию, который проводился в смешанном формате. Международном STEM-фестиваль был организован Белгородским государственным национальным исследовательским университетом в рамках реализации проекта программы Эрасмус+ «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM направления». Преподаватели программы STEM Гульмира Адырбекова, Мырзабек Ермаханов, Манат Шоманбаева, Пулат Сайдахметов участвовали в онлайн формате.STEM-фестиваль проходил на территории открытой инжиниринговой школы НИУ «БелГУ». В ходе проведения участники делились опытом реализации STEM-образования в своих регионах и новыми подходами в преподавании естественнонаучных дисциплин. Преподаватели ЮКУ имени М.Ауэзова представили следующие доклады: Гаухар Омашова - «Методика использования компьютерных лабораторных работ на примере Projectile-motion от Phet Interactive Simulations», Ляззат Жайдакбаева - Создание 3D моделей в STEM-центре ЮКУ им. М.Ауэзова.
ПРОЕКТЫ:
1. Проект программы ЭРАСМУС+ КА2 «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM направления» (#598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP)ПУБЛИКАЦИИ:
1. Использование STEM подхода в обучении физике/ Омашова Г.Ш., Кейкиева А./Материалы международной научно-практической конференции «Тенденции развития современного образования». Том II, 12 мая 2022. С.364-3682. Интeгрированный подход в обучении физике в средней школе/Омашова Г.Ш., Ермек А./ Материалы международной научно-практической конференции «Тенденции развития современного образования». Том II, 12 мая 2022. С.368-372
3. STEM мұғалімдерін даярлаудағы интеграцияланған тәсіл/ Омашова Г.Ш., Спабекова Р.С.,Кейкиева А., Ермекова А. /Журнал «Ұлы дала ұстазы» , 12.2020ж., 39-42 бет
4. Білім берудің белсенді бағыты/ Омашова Г.Ш./ «Білімді Ел» Республикалық білімділік қоғамдық- саяси газеті, 13.07.2021.
5. Қоғамдық көзқарас «Times»/Жайдакбаева Л.К., Аширбаева Ж., Есенкулова З., Абдиманапова Г.М./Ақпараттық, сараптамалық, Қоғамдық, саяси-құқықтық басылым №1-2 14.02.2022
6. STEM-педагог: болашақ мұғалімі/ Жайдакбаева Л.К., Каратаева М., /«Білім, ғылым және мәдениет салаларын дамыту мәселелері: теория, практика, тәжірибе» ІІІ Халықаралық ғылыми-практикалық интернет конференцияның материалдары.Сентябрь 17, 2021, 69-71б. ISBN 978-601-332-930-7.
7. STEM-білім беру негізінде оқушылардың зерттеу дағдыларын арттыру мәселесі/Жайдақбаева Л.Қ., Менлибай Ж.Ғ., Гасанова З.А., Каратаева М.С/Материалы международной научно-практической конференции «Современные научные исследования:актуальные проблемы, достижения и инновации. 26-27 апрель, 2021
8. Teaching laboratory lessons of natural disciplines through STEM technologies/Жаксылык Н., Аширбаева Ж.Н./ Материалы международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-20», Шымкент: ЮКУ им.М.Ауезова.2022.С.163-165
9. Implementation of STEM Education in Kazakhstan/ Adyrbekova G., Yernasarova A., Zhaidakbayeva L. / Материалы международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-20», Шымкент: ЮКУ им.М.Ауезова.2022.С.107-108
Преподаватели и магистранты опубликовали 6 докладов в Международной научно-практической конференции «STEM - Образование», организованной Евразийским национальным университетом имени Л.Гумилева:
1. STEM білім берудің бүгінгі жағдайы мен болашағы/Жайдакбаева Л.К., Каратаева М.
2. Альтернативная зеленая экономика/Сайдахметов П., Жармуханбетов С., Султанбек Т., Кожахмет А., Кенжебай Б., Дуйсебек, Темірбек А.
3. Жасанды гравитация/ Жармуханбетов С., Сайдахметов П., Омашова Г.Ш.
4. STEM бағытындағы роботехника сабақтарының ролі/Куракбай О.
5. Рубенс түтігі арқылы дыбыстық толқындарды зерттеу/Сайдахметов П., Мирабзалов М., Мақүлбек А.Е.
6. Оқушылардың кеңістікті елестетуін қалыптастырудың психологиялық алғышарттары/ Урматова А., Абдез Н.
18 декабря 2022 года
Пулат Саидахметов - доцент кафедры «Физика» Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова, принял участие в программе мобильности преподавателей в рамках проекта Erasmus+ KA2 «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ STEM НАПРАВЛЕНИЯ». Он посетил Университет Хаджеттепе (Турция, Анкара) с 12 по 18 декабря 2022 года.Целью мобильности было развитие STEM-подхода в образовании и обмен опытом.
Было проведено несколько встреч в научно-образовательных центрах (Научный центр Феза Гурсай, Интерактивный научный центр, Выставки Истории науки и техники), где были представлены инструменты для нестандартного мышления и опыт использования математики, техники и естественных наук для решения различных профессиональных задач: развитие логики и мышления; умение ставить и решать задачи; научный взгляд на мир: способность исследовать, анализировать, доказывать; работа в команде, коммуникация, творчество; цифровая технология и обсуждены подходы STEM в образовании.
В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы перспектив развития STEM-образования, выстраивания связей между образовательными учреждениями и субъектами бизнеса (научными учреждениями, проектами, высокотехнологичными производствами и т.д.) для предоставления студентам возможности работать на реальных проектах.
20 декабря 2022 года
Визит Манат Шоманбаевой состоялся с 12 декабря по 18 декабря 2022 года в рамках проекта программы Erasmus+ «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM направления» (# 598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP, STEM ), финансируемой ЕС. Программа была организована магистром наук Уна Кивилуото и профессором Майя Акселой, кафедра химии, факультет естественных наук, Университет Хельсинки, Финляндия.Интервью Манат Шоманбаевой:
«В Университете Хельсинки я была в кампусе Kumpula, предназначенного для исследований и преподавания в точных естественных науках.
Кампус Kumpula является научным кампусом Университета Хельсинки. Кампус расположен примерно в четырех километрах от центра Хельсинки, в районе Кумпула. Кампус Кумпула включает в себя три здания: Chemicum, Exactum и Physicum.
Кампус Kumpula является одним из крупнейших кластеров научных компетенций в Скандинавии. Он предлагает обучение по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и PhD докторантуры. В кампусе есть восемь ОП бакалавриата - семь ОП на финском языке и один международный, а также 12 международных магистерских программ. Здесь осуществляется подготовка учителей по математике, физике и химии.
Во время визита я приняла участие в лекционном туре в Университете Хельсинки. Я также беседовала преподавателями, студентами и другими сотрудниками университета.
В Университете Хельсинки есть возможности у мотивированных студентов преуспеть в науке и технике, вступить в область технологий и добиться успеха: мотивация для инженерии и науки и техники; доступ к лабораториям, где проводятся эксперименты, и производственные задачи решаются, чтобы получить опыт и практику; отсутствие барьеров, ограничивающих карьеру и профессиональный рост; расширенные знания в области науки, техники, техники и математики.
Имеется свободный доступ для всех заинтересованных лиц в Stem технологии (оцифрованные музейные экспонаты и электронные книги и т. д.) на базе музеев, библиотек, галерей и других общественных мест.
Участвовала на семинаре (Университет Хельсинки), где были рассмотрены: обучение специалистов с общей грамотностью STEM и общими навыками ориентированного на проблемы, то есть те, у кого есть цифровые и социальные компетенции, чтобы установить и выполнять задачи в любой сфере, также в профессиональной сфере (в области медицины, экологии, психологии, ИТ, фармацевтики, нанотехнологий, авиационной промышленности и других сфер).
В заключение я хотела бы сказать, что Университет Хельсинки произвел на меня сильное впечатление. Лаборатория, где проводились занятия, была очень хорошо оборудована. Университет поддерживает связи со школами, делится с ними знаниями и оборудованием. В классе тестирования COVID-19 было 15 учеников и 3 учителя. Учителя очень хорошо обучены. Студенты слушали очень внимательно. Мне также очень понравились рабочие места учителей в лаборатории и в лекционных залах. Учителя приходят в класс, соединяют свои ноутбуки и запускают материал для занятий на интерактивной доске. Темы занятий сильно приближены к жизненным ситуациям. Можно сказать, что это лучший способ междисциплинарных связей в классе, то есть применение подхода STEM для проведения занятий. Нет сомнений в том, что Университет Хельсинки является одним из лучших в Европе ».
ОП 7M01522 Физика и информатика с основами STEM обучения базы практики
ОП |
Название базы практики |
Контрактный период |
7M01522 Физика и информатика с основами STEM обучения
|
Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ) |
2025 |
Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави |
2025 |
|
2025 |
||
ОКМПУ, кафедра "Физика" |
2025 |
|
Общеобразовательная средняя школа № 59 , г. Шымкент |
2025 |
|
Шымкент, Технический лицей |
2025 |
|
Гимназия имени А.Байтурсынова, №50, г.Шымкент |
2025 |
|
г.Шымкент, IT-школа-лицей им.К.Сыпатаева №7 |
2025 |
|
г. Шымкент, №75 Школа -гимназия |
2025 |
|
Школа-гимназия имени Н.Ондасынова, №38, г.Шымкент |
2025 |
|
Шымкент, ИТ-школа-лицей №9 имени О. Золдасбекова |
2025 |
|
Общеобразовательная школа №88, г. Шымкент |
2025 |
|
Общеобразовательная общеобразовательная школа имени Б.Момышулы №44, г.Шымкент |
2025 |
|
Средняя общеобразовательная школа «Талант» , г. Шымкент |
2024 |
|
Общеобразовательная средняя школа «Достык», село Шубарсу Ордабасинского района Туркестанской области |
2024 |
|
Общеобразовательная средняя школа имени З.Рустемова №22, село Келес, Туркестанская область |
2024 |
|
Средняя общеобразовательная школа имени С. Рахимова, село Кокибель, Казыгуртский район, Туркестанская область |
2024 |
|
Средняя школа имени Хамзы №3, село Карабулак, Сайрамский район, Туркестанская область |
2025 |
|
г. Шымкент, школа №99 - гимназия |
2025 |
|
Общеобразовательная средняя школа №36 , г. Шымкент |
2024 |
|
Лицей №2 для девочек «Билим-Инновация», г. Шымкент |
2024 |
|
Общеобразовательная общеобразовательная школа «Ангир ата», Ангиратинского района, Толебийского района, Туркестанской области |
2024 |
|
Туркестанская область, Сайрамский район, село Карабулак, общеобразовательная средняя школа №3 имени Хамзы |
2024 |
|
Туркестанская область, Сайрамский район, село Аксукент, средняя школа №7 Бабыр |
2024 |
|
Туркестанская область, Келесский район, село Муратбаев, общеобразовательная средняя школа №40 имени Г. Муратбаева |
2024 |
|
Общеобразовательная средняя школа «Акжар», Казыгуртский район, Туркестанская область |
2024 |
|
г.Шымкент, №89 ИТ школа - лицей |
2025 |
|
Шымкент, ИТ-школа-лицей №9 имени О. Золдасбекова |
2025 |
|
г. Шымкент, №41 А.С. имени Макаренко школа - лицей |
2025 |
|
г. Шымкент, №17 имени Лермонтова общеобразовательная школа _ школа |
2025 |
|
Школа-лицей имени А. Аскарова, №77, г. Шымкент |
2025 |
|
Средняя общеобразовательная школа №132 , г. Шымкент |
2025 |
|
Средняя общеобразовательная школа имени А. Аскарова, село Алгабас, Тюлькибасский район, Туркестанская область |
2024 |
|
Школа-гимназия имени С.Сейфуллина, №20, с.Аксукент, Туркестанская область, Сайрамский район |
2024 |
|
Средняя общеобразовательная школа имени Н.Тылендиева, а.Таскешу, Туркестанская область, Сайрамский район, №50 |
2024 |
|
Средняя общеобразовательная школа «Аккала», село Аккала Сайрамского района Туркестанской области |
2024 |
|
Общеобразовательная средняя школа «Жийнбай», село Жийнбай, Тулкибасского района, Туркестанской области |
2024 |
|
|
Средняя общеобразовательная школа имени А. Макаренко, село Састёбе, Тулкибасский район, Туркестанская область |
2024 |
|
||
|
||
|
25-27 ноября 2022
3 магистранта образовательной программы «7М01522 – Физика и информатика с основами STEM обучения» в рамках программы мобильности студентов проекта ERASMUS+ “Integrated Approach to STEM Teacher Training” (#598367-EPP-1-2018-1-SE-EPPKA2-CBHE-JP) участвовали в тренинге STEM и STEM-фестивале «STEM & Makers Fest/Expo», проведенном в Хаджи Бекташ Велиском университете, г. Невшехир (Турция) с 25 ноября по 27 ноября 2022 года. Магистранты под руководством профессора кафедры «Физика» Гаухар Омашовой и доцента кафедры «Информатика» Ляззат Жайдакбаевой представили свои проекты.Дидар Ауез представил проект «Практическое применение явления гидравлического удара», Асель Айкозы «Практическое применение явления электромагнитной индукции», Несибели Жаксылык «Интеллектуальные светофоры, направленные на уменьшение заторов на дорогах в общественных местах».
По итогам фестиваля Асель Айкозы награждена Дипломом II степени, Дидар Ауез был награжден Дипломом III степени и Несибели Жаксылык Дипломом III степени.
02 сентября -31 декабря 2021
Магистрант Южно-Казахстанского университета, обучающийся по образовательной программе «7М01522-Физика и информатика с основами STEM обучения» прошел включенное обучение по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» , программа «STEAM –практики в образовании» (магистратура) в Институте Образования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в осеннем семестре 2021-2022 учебного года в рамках проекта программы ЭРАСМУС+ «Интегрированный подход к подготовке учителей STEM направления». Во время обучения в БФУ имени И.Канта магистрант освоил следующие дисциплины: Методика и технологии STEM образования с практикумом, Дизайн-мышление педагога, Педагогическая квалиметрия, Трансфер технологий дополнительного образования, Игровой менеджмент в образовании.